Креативность в маркетинге
Зачем она нужна, и где её брать
Я не буду сейчас переписывать всякие научности про ТРИЗы, CRAFT, дизайн-мышление и пр. Сейчас будет полная отсебятина, отменятина и субъективятина. Цитировать меня в научных кругах не рекомендую. Но дальше будет то, что можно внедрить прямо сейчас, вот прочитал, встал и сделал. Без прелюдий и подготовок, всё как я люблю.
Есть ошибочное мнение, что креативность - это умение создать что-то такое, чтобы все офигели. Типа вау. Чего никто до того не создавал. И на подиумах появляются бесполые существа, одетые в полиэтиленовые пакеты и теплоизоляцию.
В маркетинге не так. Тут мы должны помнить, что потребитель УЖЕ для себя решил, что он готов принимать в смысле контента, его мозг перегружен информацией, поэтому он сказал - так, чувак, я не буду разбираться во всяких ВАУ-решениях, если это будет что-то незнакомое, я просто пройду мимо, не хочу тратить на это время.
Мозг потребителя радуется, когда видит креатив, но убегает от того, что кажется ему незнакомым. Поэтому даже известные бренды порой подвергаются осуждению - фанаты говорят "эээ, ребята, ну это какая-то херня, ту мач концептуально, сделайте нормальную рекламу, мы не готовы думать, что у вас там в башке за очередной приход случился".
Инсайт № 1. Люди любят креативное, но не любят перебор с креативом.
И тут вот надо уметь так аккуратненько, по острию ножа, пройти, чтобы - 1) выделиться среди конкурентов; 2) не выйти за рамки привычного. Потому что за рамками привычного внимания потребителя нет. Ну то есть тупо нет и всё. ПЕРЕКРЕАТИВ - это что-то для фриков.
Инсайт № 2. Быть креативным не так уж сложно. На самом деле, люди довольно примитивные, и мозги у всех работают более-менее одинаково. Поэтому, когда вам в голову приходит идея - значит, что вашему конкуренту, скорее всего, пришла она же. Поэтому, чтобы быть креативным, надо просто игнорировать первые 3-4 идеи, которые пришли к тебе в голову - это самые очевидные и попсовые идеи, а значит, они придут всем. И все будут думать, что это охренеть какая находка. Но нет. Не цепляйся за очевидное и будешь креативным.
Итак. Мозги довольно ленивые, вообще у всех, у тебя тоже, и у меня. Ну то есть вообще у всех, это так природой задумано - меньше тратить сил на размышления, тогда больше останется на размножение. Так вот. Мозг старается создавать из всех повседневных дел такие ритуалы, паттерны, чтобы потом не принимать решения. Принял один раз и записал как правило. Ты ходишь до метро по одной и той же дороге. Покупаешь примерно один набор продуктов. Утром просыпаешься одинаковым образом - потягушки, умылся, зубы почисти, кофе сварил, яичком закусил, поехали погнали.
Сломать мозг - это не дать ему возможность заритуалить, зарутинить всё это. Ходи к метро разными дорогами. Покупай разные блюда в кафе на завтрак. Вместо кофе завари чай, сначала позавтракай, потом умойся.
Инсайт № 3. Привычку делать выбор и постоянно принимать решения можно натренировать - на таких маленьких минивыборах минирешениях. Просто пусть твой мозг постоянно выбирает, думает перед тем, как принимать решение. Исключи из своей жизни рутинные процессы, которые происходят фоном, сделай это по-максимуму. Почему ты сначала всегда моего тарелки, а потом кружки? Помой сначала кружки.
Инсайт № 4. Озарения случаются в самых неожиданных местах. Но в эти неожиданные места надо сначала прийти. Благо сейчас у всех образовательных проектов - от бизнес-тренингов до школ танцев, от гончарных мастерских до курсов вокала - есть пробные занятия. Для раскачки креативности просто раз в месяц ходи на такие пробники. Они бесплатные, они вырывают тебя из рутины, они учат тебя принимать решения и НЕ БОЯТЬСЯ незнакомой, новой среды.
«««Можно нагуглить много способов "прокачать креативность", они настолько же прекрасны, насколько не работают. Ну, типа.
* Путешествуйте. Зашибись, не у всех есть возможность.
*Общайтесь с детьми. Нет детей, что делать?
*Читайте художественную литературу. Фигня, это не имеет отношение к креативности.
*Изучайте иностранные языки. Ну субъективно, вариант не для всех.
*Внедрите Agile в повседневную жизнь. Кому-то подходит, кому-то нет, мы все разные.
*Найти новое хобби - ну через не хочу это делать странно, а кому надо было, те уже нашли, и чо.
*Коллажи, коллекции, карты желаний и прочая визуализация - кому-то заходит, кому-то нет, от психотипа зависит, лично мне это вообще никак.
*Всякая насмотренность туда же, кому-то помогает, кто-то равнодушен.
*Выступления TED - тоже не всем заходит, а у кого-то тупо нет времени.
*Пишите креативные посты, снимайте креативные фото. Блин, чувак, я не умею в креативность, что мне делать?)))))))
*Бросайте себе вызов (и многие понимают это слишком буквально и идут в январе с ведром воды обливаться во двор) - так можно заработать невроз, на счет креативности хз. С челленджами надо вообще быть аккуратнее, они реально рождают невроз, повышают тревожность, если к ним серьезно относиться.»»»»»»»»»»>

Инсайт № 5. Дайте себе право облажаться. Проспать встречу. Завалить дедлайн. Отменить все дела и валяться в кровати, жрать там же, тупить в тик-ток. Забыть про ЗОЖ и стрескать бургер. Это тоже выбор. Пусть мозг делает выбор, а не делает, что "должен". Люди, которые "я делаю только так, я идеален, я чёртов перфекционист" - маньяки и невротики. Лучшая терапия маний и неврозов - позволить себе быть неидеальным. Тогда мозг перестанет напрягаться и тратить ресурсы на то, чтобы поддерживать вашу идеальность, и в нём станет больше сил для креатива.
(Именно поэтому, наверное, я уже неделю как забила на ежедневные тренировки и растяжку, ну да бог с ними, вернусь как ни в чем ни бывало).
И находите иногда, хотя бы изредка, время поиграть, подурачиться. Игра и сказка - это то, на чём учились новому люди с пещерных времён. В мифах узнавали теорию, какие-то нормы, табу и пр. В играх получали навыки. Поэтому играйте - во время игр мозг ОТКРЫТ для принятия нового.